ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РОМАНЕ
М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН».
Украшен наш Тихий дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону
материнскими слезами.
Старинная казачья песня.
Цели урока:
- продолжить знакомство с романом М.А.Шолохова «Тихий Дон»;
- выразительно читать отрывки из романа, самостоятельно работать на уроке, уметь характеризовать героев (индивидуальная характеристика образов Аксиньи, Натальи, Ильиничны, Дарьи), выявляя в них индивидуальное и общее;
- определить роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира женских характеров;
- воспитывать интерес к родному краю, его истории.
Оборудование:
Роман Шолохова «Тихий Дон», иллюстрация О.Г.Верейского к роману; стенд, посвящённый творчеству М.А.Шолохова, карточки для групповой работы с вопросами по тексту.
ХОД УРОКА.
- запись темы, эпиграфа, постановка целей урока.
- вступительное слово учителя.
Роман «Тихий Дон» с момента опубликования вызывает интерес как у литературоведов, так и у читателей. Учёных занимают вопросы самого разного характера: тематика романа, характер и быт героев, изображение и трактовка гражданской войны, неповторимое мастерство художника в передаче картин народной жизни. Читатель невольно начинает жить чувствами героев, находиться в их мире, смотреть на окружающее их глазами.
Интересно, что в «Тихом Доне» 35% от общего числа героев составляют образы женщин, в основном – образы донских казачек.
Условно можно выделить 5 поколений казачек: 1-е – бабка Григория турчанка; 2-е – мать Григория Ильинична; 3-е – сноха Григория Дарья, жена Наталья, соседка Аксинья Астахова – 3 женщины примерно одного возраста; 4-е младшая сестра Мелехова – Дуняша (в начале романа – подросток, а к концу – зрелая замужняя казачка); 5-е – дочери Дарьи, Натальи, Аксиньи, умершие ещё детьми.
Женские образы рассматривались шолоховедами не раз.
Цель нашей работы – рассмотреть женские характеры и судьбы в связи с домом, семьёй, определить авторскую позицию в изображении героинь романа, тесно связанных с судьбой Григория Мелехова.
Само слово «казачка» говорит о женщине, обладающей ярким, сильным, гордым характером, женщине, имеющей особое чувство жизни, любви, несущей в душе особое достоинство, женщине, прославленной своей внешней, а главное – внутренней чистотой и красотой. Казачка являлась негласной главой семьи. Казакам приходилось по долгу надолго отлучаться из дома и, таким образом,
женщина становилась главным центром семьи. Она должна была проявлять силу, ловкость, стойкость, быть физически сильной.
Ребята, сегодня мы с вами будем работать с очень интересной темой. Хочу обратить внимание на эпиграф, который в полной мере выражает идейно-художественный замысел писателя в целом к роману и к данной теме. Грустная казачья песня напоминает плач народа о своей родине, о родной Донской земле, которую так любят герои Шолохова, о горькой жизни женщин и сирот, их слезах. Давайте подумаем о судьбах таких женщин, героинь романа «Тихий Дон» и ответим вот на какие вопросы:
Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?
Правдиво ли автор «Тихого Дона» раскрыл внутренний мир своих неповторимых героинь? Каковы их переживания, поступки?
Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?
Как рассматривает Шолохов проблему «женщина и война»?
Самостоятельная работа с текстом романа «Тихий Дон».
I. группа.
Образ женщины, которая была далека от гражданской войны, но судьба которой зависела от её исхода.
АКСИНЬЯ.
- Жизнь Аксиньи до встречи с Григорием (детство, Аксинья – жена Степана).
- Аксинья и Григорий. Любовь Аксиньи к Григорию и новое восприятие окружающей жизни.
Аксинью мы видим в лесу, на зимней дороге, на реке с вёдрами или бельём, на рыбалке в грозу, на покосе, в пьяно пахнущем стогу. Она ищет ландыш, «теряясь с чудеснейшем сплетении трав»(кн.4), рядом с ней в зимнем лесу Григорий чувствует вдруг весну. Она, пожалуй, единственная из шолоховских героинь, которая умеет петь и поёт вольно, красиво и одна, и в дуэте с мужем. Даже когда ей не поётся, песня рядом с ней, либо перекликается с её мыслями, либо иллюстрирует её поступки, иногда сама Аксинья «опровергает» слова песни. Всё это богатство внутреннего мира вкупе с необыкновенным счастьем любви нравственно оправдывает героиню, ставит её обособленно от других женских фигур и, несмотря на «порочно-жадную» красоту, не даёт грязи предстать к ней в нелёгкой, порой жёсткой жизни казачьей станицы, в которой она провела почти весь свой век.
Любовь к Григорию открыла в ней новое, выпрямила её, дала небывалую радость. Аксинье везде хорошо, если рядом Григорий, поэтому снова будто и нет седины, морщинок, нет преград, которые могли бы удержать её, поэтому и погибает она, лёгкая на подъём, на взлёте. Умирая, Аксинья, словно в награду за свою прошлую, так и не устроенную жизнь, получает последнее счастье – смерть на руках любимого – то, чего достойна и чего лишена Наталья.
- Какие черты характера раскрываются в Аксинье?
Аксинья – воплощение любви земной любви с её запахами, светом и грозами. Сама жизнь с её логикой делает выбор в её пользу.
- Трудовые поиски Аксиньи путей самоутверждения как личности и мечта о лучшей жизни.
- Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?
Аксинья сполна испытала горечь унижения, и насмешки, и побои мужа, и потерю детей, и непонимание со стороны станичников. Да и взаимная любовь приносит ей слишком много огорчений, и за неё приходится постоянно бороться.
II группа.
Наталья и Ильинична – 2 шолоховские богоматери в споре с «веком-волкодавом».
НАТАЛЬЯ.
- Наталья и Григорий. Сила и высокая нравственность, чувства любви. Что в ней привлекает Григория?
У Натальи «полные, как выточенные ноги, волнующе-тугой обтянутый зад, как у вскормленной кобылицы, зад». Григорий одобрительно замечает про себя: «Казачку из всех баб угадаешь. В одежде – привычка, чтоб всё было на виду; хочешь гляди, а не хочешь нет. А у мужички зад с передом не разберёшь – как в мешке ходит».
- Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково её понимания счастья, её роль в доме, в семье.
М.А.Шолохов не раз обращает внимание читателей на «большие, раздавленные работой руки» Натальи. Вместе с Ильиничной, Дуняшей, Дарьей Наталья трудится, создавая условия для жизни нескольких семей в одном доме. От неё не слышно ропота, жалоб, упрёков. Она тиха и покорна. Мир Натальи переполнен только чувством К Григорию и детям (но и они для неё – часть Григория. Ниточки, связывающие её с ним). Жизнь её – вечный труд, заботы, скорбь, грусть. Редка у неё радость. И пейзаж в романе в сценах, где появляется Наталья, - либо фон, оттеняющий душевное состояние героини, либо контраст. Да и сфера её деятельности – дом, баз, огород.
- Трагичность судьбы Натальи, её смерть. Назвали бы вы её мужественной? Почему?
Наложила на себя руки и Наталья. В момент смерти, судя по всему, её было 25 лет. Мелеховы засватали Наталью в возрасте 18 лет. Семья Коршуновых считалась «первыми богачами в хуторе Татарском» и «для своей дочери жениха не такого, как Григорий, могли подыскать». Не раз отец, мать, дедушка, разговаривая с ней, советовали не торопиться со свадьбой, подумать, ведь о связи Григория и Аксиньи уже было известно. Но Наталья считала, что её любовь сможет вытерпеть всё и поможет повернуть сердце мужа.
Разочарование Григория подчёркивается автором в упоминании о безвкусных губах Натальи, которые он ощутил при поцелуе. После свадьбы Григорий говорит: «Чужая ты какая-то…ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…И жалко тебя – кубыть, за эти деньки сроднились, а нету на сердце ничего…пусто…2(кн.1, ч.1). Но Наталья дала клятву перед богом, став женой Мелехова, жить в мире с мужем в здравии и горести, богатстве и бедности. Однако он мечется между Натальей и Аксиньей. Не привязывают к дому Григория и дети. Их он любит, нежит, но ради них не оставляет Аксинью.
Несмотря на плохо складывающуюся семейную жизнь, Наталья стремилась создать свой дом, была трудолюбива и вынослива.
- Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы её поступки? В чём заключается её двойной грех?
Погибая, Наталья убивает не родившегося ребёнка, совершая таким образом, двойной грех. Наверное, в этом поступке проявилась слабость героини.
- В чём вы видите приближённость Натальи к образу святых?
Величие этой героини М.А.Шолохова не только в том, что она верная, любящая жена, прекрасная мать, но и в том, что она искренняя и чистая, правдивая перед своей душой и перед людьми.
III группа.
ОБРАЗ ИЛЬИНИЧНЫ.
Одной из самых первых, кого мы встречаем на страницах романа, - жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория – Ильинична. Эта женщина – олицетворение мудрости, любви, материнской заботы, красоты. Её жизнь протекает размеренно, чётко, в ежедневном, нередко тяжком труде. Она любящая, преданная жена, поддерживающая лад в семье.
- Найдите штрихи портрета Ильиничны. Определите их роль в раскрытии характера Ильиничны.
М.А.Шолохов не даёт подробного портрета героини. Лишь по отдельным фразам мы можем представить себе её облик. Вот что она вспоминает о своей молодости: «Она увидела и себя – молодую, рослую, красивую… Вот она идёт, спешит к стану. Лицо её полыхает румянцем, от прилива крови тонко звучит в ушах. Она придерживает согнутой рукой тяжёлые, тугие, налитые молоком груди, и, заслышав захлёбывающийся детский плач, прибавляет тягу, на ходу расстегивает ворот рубахи…
-Милый ты мой, сыночек! Расхорош ты мой! Уморила тебя с голоду мать…»
А в конце жизни - это «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная жена» с «сухой материнской рукой» и «тонкими губами», которые «каменно застыли» «на водянисто-пухлом лице», сохранившем «усталость и боль» . (Кн. 1, ч. 1-2).
Штрихи к портрету Ильиничны дают богатый материал для размышлений: несмотря на усталость, боль во всём теле, боль от переполненной молоком, разрывающей на части груди, она находит самые ласковые, тёплые, трогательные и нежные слова. Обращённые к своему ребёнку. В её немногих простых словах выражена безграничная любовь и ласка, свойственная её натуре.
- Какие черты характера Ильиничны приближают её к образу богоматери? Как они раскрываются Шолоховым?
Ильинична – мудрая женщина – обычно тиха и скромна, не участвует в спорах в семье, а больше слушает, но к её советам все прислушиваются:
-Ты бы сенца сухого взял, Гришунька, - советовала мать.- Под сердце подложишь, а то наутро застудишь.
-Григорий, мотай за сеном. Старуха верное слово сказала.
И так всегда. В словах Ильиничны не звучит приказной тон, а проявляется истинная забота. Следует отметить, что сердце Ильиничны не было закрыто и для других. Так, ежедневно наблюдая за Мишкой Кошевым, женщина проникается жалостью к «душегубу». Она испытывала чувство раздвоенности по отношению к нему: с одной стороны – душевная боль, обида, горечь за смерть сына Петра, с другой – материнская жалость, теплота, проснувшаяся в её сердце.
Перед смертью, чувствуя, что не дождётся возвращения Григория, Ильинична принимает в семью, в сердце Кошевого как сына:
Ильинична достала из-под подушки аккуратно свёрнутую рубаху Григория, молча протянула её Дуняшке.
-Что это?- удивлённо спросила Дуняшка.
-Гришина рубаха…отдай мужу, нехай носит, на нём его старая-то, небось, сопрела от пота…, -чуть слышно проговорила Ильинична.
Несмотря на возраст, усталость, скопленную за долгую жизнь, на то, что у неё две невестки и взрослая дочь, Ильинична всё время в работе, продолжает заниматься хозяйством:
«Каждый день Ильинична просыпалась чуть свет, доила корову и начинала стряпать» - то есть заботилась о своём доме, семье. Она не нагружает работой молодых, знает, что ждёт их трудная жизнь, за которую они ещё успеют поработать. Эта женщина не могла поступить по-другому. Она привыкла нести эту ношу по жизни, и теперь, когда у неё есть кому передать дом, она не может сидеть без дела. Даже во время болезни Ильинична старается быть полезной: «довольная, положила на пухлый свой живот чулок со спицами и недовязанной пяткой»(кн. 1-2).
- Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней?
Чем больше размышляет о жизни Ильинична, тем сложнее ответить на вопрос, почему в конце жизни она чувствует себя лишней. Те, к кому она тянулась, ради кого жила, огорчали её день за днём. Главное же Ильинична мучается, так как нарушен привычный уклад её жизни, разрушена её семья: «А Ильинична с каждым днём всё резче и больше ощущала подступившее к ней чувство одиночества. Она стала лишней в доме, в котором прожила почти всю свою жизнь…Сама жизнь стала её в тягость…» (кн.1, гл. 2).
Тяжёлым испытанием стала для неё свадьба Дуняшки с Михаилом Кошевым. Это был последний удар, после которого Ильинична так и не смогла прийти в себя и встать на ноги. И дело не в характере героини, умевшей по-христиански терпеть, а в том море горя, что затопило всё казачество, всю страну. Её судьба стала отражением страшного времени, несмотря на высокие душевные качества и нравственные ценности, которыми она жила одна из любимых героинь М.А.Шолохова.
- Кто виноват в том, что дом Мелеховых опустел?
Революция и гражданская война.
- Кто в романе является «преемником» Ильиничны?
Последней, с кем разговаривала перед смертью Ильинична, была её дочь Дуняша. По ходу развития романа на «длиннорукого, большеглазого подростка» (кн.1, ч.1, гл.1), она вырастает в красивую, добрую, нежную девушку. Мать передала её свою мудрость, терпение, широту и доброту сердца: «Несмотря на молодость, Дуняшка была уже умудрена житейским опытом» (кн.2, ч.2). она стала хозяйкой мелеховского двора. Девушка старалась никогда не сидеть без дела, всем помочь: «Наташа, вы с Гришкой езжайте! А я вот пополоскаю одежду, развешу и живо направлюсь к вам в степь». Вероятно. Это не только из-за её заразительной весёлости, оптимизма, но из-за беспрестанного движения. Выйдя замуж. Дуняшка делает всё, чтобы дом был уютным и в него хотелось всегда возвращаться. Она стала достойной преемницей своей матери в доме Мелеховых.
В конце романа автор упоминает, что Кошевого в хуторе татарском нет полтора месяца: он в Вёшках, служит в такой-то части. А Дуняшка создаёт уют, строит Дом. Она так был воспитана. В её устои входило осознание того, что женщина – это прежде всего труженица, ласточка, вьющая гнездо.
IV группа.
Образ ДАРЬИ.
1. На какие детали портрета Дарьи автор постоянно обращает внимание? Почему?
Дарья «тонка, нарядна. Сухую, красивую ногу её охватывал фиолетовый шерстяной чулок, аккуратный чирик сидел на ноге, как вточенный; малиновая сборчатая юбка была туго затянута, безукоризненной белизной блестела расшитая завеска», «щеголяет нижней кружевной юбкой».
2.Как и почему относятся к Дарье в семье Мелеховых?
Сложна в романе судьба Дарьи. Кто она? Почему-то читатель не всегда задумывается над тем, как относится к ней в семье Мелеховых: «Слышь, баба, Наташку не буди…Дарью, Дарью стёгай. С ленцой баба, спорченная…Румянится, да брови чернит, мать её суку». (кн. 1, ч. 1). Дарья молода, красива, весела. Но в казачьем дворе снохе положено знать своё место: в спор не вступать, поменьше говорить, быть незаметной, учиться, пока не обретёт своего Дома. В жизни Дарьи этого не случилось. Но думается, к ней не всегда справедливы. В семье Дарья постоянно занята, приветлива. Когда Мелеховы собирались на порубку леса, именно она встала за два часа до рассвета, «в одной рубахе кинулась к печи. В конуре нашла спички, зажгла огонь…», «бегала, шаркая валенками, грохотала чугунками…» (кн.1, ч. 1). А вот Ильинична укоряет, что с вечера не положила в печь кизяки, чтобы они подсохли, и Дарья уважительно отвечает: «Забыла, мамаша. Наша беда.»
Едет Дарья на покос не в рабочей грязной одежде, а чисто и приятно одетая, подкрашенная. Многим это не нравилось. Но нам кажется, что таким поведением она хотела привлечь внимание к себе, что осуждению не подлежит, тем более внимания от мужа она видела немного.
Вот сцена отъезда Петра на службу… Он попрощался на крыльце со всеми родными, а Дарье не сказал ни слова. Почему? Дарья «с ребёнком на руках пошла следом», «из-под ладони следила за белой, занавешенной пылью рубахой мужа» (кн. 1, ч. 1). Что чувствовала она? Невостребованная любовь тоской ложилась на сердце, сжимая, иссушая его. Дни жены Петра протекали однообразно, монотонно, скучно: одна лишь работа по дому.
Жаль, что в семье не поняли, не приняли богатый душевный потенциал женщины, стремящейся создать уют. Отсюда её метания, поиски недозволенных радостей, вульгарность в поведении.
В свои последние дни Дарья всё чаще задумывалась о прожитой жизни. Она осознала, что прошла по жизни скверной дорогой и поэтому строга к себе. Но как же всё вокруг красиво: и Дон, и поля, и леса. Как ей не хочется их покидать, почему она раньше их не замечала? Однако, уже поздно, прошлого не вернёшь, а жить дальше эта женщина не могла и не хотела.
3. Что стало причиной душевных метаний и поисков, вульгарного поведения Дарьи?
4. Какую дорогу в жизни избрала героиня после смерти Петра? Какие её поступки вы назвали бы грешными?
5. Как вы считаете, в чём причины трагического конца Дарьи? Какие художественные приёмы помогают читателю это осознать?
Выступления по группам.
Фронтальная беседа:
- Что объединяет таких разных шолоховских женщин?
Стремление создать свой Дом; это образы женщин-казачек со свойственными им чертами характера, такими, как любовь к жизни, сознание собственного достоинства, внутренняя чистота, трудолюбие, стойкость в беде и т.д..
Судьбы женщин в романе неповторимы, но у всех трагичны. Автор с любовью и пониманием рисует каждую женскую судьбу, создавая коллективный портрет образа донской казачки. В то же время писатель выделяет в характере героинь общечеловеческую суть: душевность, женственность, умение любить и бороться за свою любовь, создавать уют и строить свой Дом.
- Какова, по-вашему, причина трагедии жизней этих женщин? Могла бы по-другому сложиться судьба каждой из них?
- Какими приёмами Шолохов раскрывает силу правды и глубину внутреннего мира своих героинь?
Женщины как часть природы, они сливаются в любой момент с одной из природных стихий. И донская природа словно ставит на лучших из них свою мету: Аксинья в момент горького свидания-расставания с Григорием припудрена пыльцой подсолнуха; отвёргнутая Наталья, ночующая с мужем в степи, к утру покрывается снегом; взрослую уже Дуняшу тянет поскакать под дождём, а гроза вызывает у неё одновременно и страх, и радость.
- Кто из шолоховских героинь вам больше понравился и почему?
Итог урока:
д\з – составления плана к сочинению на тему по выбору:
- Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон».
- Моя любимая героиня в романе Шолохова «Тихий Дон».
- Мастерство писателя в создании женских образов (на примере одного образа).
|