Викторина по рассказу
М.А.Шолохова «Жеребёнок».
Для 7 класса учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 4
Рудой Марины Павловны.
г. Миллерово.
2015
Михаил Александрович Шолохов
|
Певец Донской земли
- Подпишите фотографии, связанные с жизнью и творчеством великого писателя Донской земли.
В колыбели «Тихого Дона». Хутор Кружилинский.
Школа в станице Каргинской, где учился М.Шолохов.
Рабочий стол писателя, за которым были написаны «Донские рассказы».
Станица Вёшенская. Дон в районе станицы.
Степь ковыльная.
Высоко Взлетел наш Орёлик
Водопой на закате.
Шолоховская весна.
- Вопросы для разминки.
- Как назывался первый сборник рассказов Шолохова, принесший ему славу?
- В каком году написан рассказ«Жеребёнок»?
- Какой масти родился жеребёнок?
- Как звали хозяина жеребёнка?
- Кем был хозяин жеребёнка Трофим? Что вы об этом знаете?
- Что такое рысь, намёт, тропок?
- Приведите синоним к слову «кашевар».
- Что такое яр? Буйерак?
- Что такое коловерть?
- Назовите время действия героев рассказа «Жеребёнок»?

- Назовите место действия рассказа.
3. Вопросы для анализа текста:
- В чём драматизм ситуации, лежащей в основе рассказа?
- Как Шолохов изображает душевное состояние Трофима, хозяина лошади?
- Какую роль в рассказе играют элементы описания конюшни, палисадника в начале рассказа?
- Дайте шолоховское описание кобылы. В чём его своеобразие?
- Какую роль играет в рассказе диалог Трофима и эскадронного командира накануне боя?
- Каков центральный конфликт рассказа, в чём трагизм этого конфликта?
- Какова, по-вашему, авторская позиция по отношению к гражданской войне? Как она выражена?
- В чём смысл названия рассказа?

- Найдите и прочитайте кульминационный момент рассказа.
- Почему ни красноармейцам, ни казакам не удалось убить жеребёнка?
- Как передаёт Шолохов тоску героев по нормальной жизни?
- Почему Трофим полез спасать жеребёнка во время переправы?
- Как сталкиваются в рассказе жизнь и смерть?
- Герои рассказа всё время находятся в ситуации выбора. Как они объясняют его?
- В чём смысл финала рассказа?
- Охарактеризуйте главного героя Трофима.
В чём смысл шолоховских сравнений:
«луг, истоптанный сапогами пехоты, изрытый окопами, напоминал заплаканное, измятое горем лицо девушки».
Плывущий через Дон эскадрон «был похож на ватагу диких гусей, рассыпанную по небу выстрелами охотников».
- Определите роль Дона в сюжетной линии рассказа.
- Каков характер пейзажных зарисовок?
- Как бы вы поступили на месте хозяина жеребёнка?
Чему учит нас рассказ Шолохова «Жеребёнок»?
скачать презентацию
|