сайт Рудой Марины Павловны

Пятница, 20.06.2025, 18:54

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | моя методическая копилка | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » мои открытия » Творческие работы моих учеников

Шолоховская весна
18.10.2016, 22:49

Шолоховская весна

Научно-исследовательская

работа ученика 11 класса МОУ СОШ №4 

Баранова Родиона.

Научный руководитель Рудая М.П.

 

Песни Тихого Дона.

 

Дон.…Наш любимый Тихий Дон, батюшка-кормилец. Как ни любить его, родной край, так любовно воспетый земляком нашим Михаилом Александровичем Шолоховым.

     Великий писатель донской земли родился в начале XX века. И его творения – это достовернейшие свидетельства того удивительного времени. И чтобы понять Шолохова. Нужно понять и самобытность народа, и его историю, и природу донской земли, и необыкновенный казачий фольклор.

     Донские песни всегда привлекали внимание Михаила Александровича. «Песня – это не писаная, а спетая история народа. Песни, если они сложены народом, никогда не отступают от правды»,- писал М.А. Шолохов. Это высказывание писателя о народной поэзии очень верно, так как у нашего народа, кроме официальной истории ( указов, приказов и другой юридической документации), существует своя устная поэтическая книга по истории, сотканная из песен, преданий, пословиц, прибауток).

     М.А.Шолохов хорошо знал эту народную историю донских казаков, не раз признавался в том, что эти старинные казачьи песни вдохновляли его при работе над романом «Тихий Дон», и одна из них стала эпиграфом, своеобразным запевом всего шолоховского эпоса:

              Ой, ты, наш батюшка тихий Дон!

              Ой, что же ты, тихий Дон, мутёхонек течёшь?

              А, как мне. Тиху Дону, не мутну тече!

              Со дна меня, тиха Дона, студёны ключи бьют!

              Посредь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит!

В обращении к «батюшке тихому Дону» звучат и глубокая любовь народа к своему краю, и глубокая печаль, связанная с бесконечными военными походами, защитой Отечества, своей воли; и жалобы на тяжкую долю. Это похоже на стон, плач по умытой кровью и вдовьими слезами Родине. Эпический образ взмутившейся реки – это символ народного гнева и возмущения, символ великих потрясений, тревоги, волнений в личной и общественной жизни.

     Писатель заимствует из старинной казачьей песни семейно-бытового характера только ту часть, которая становится основой для социальных обобщений.

     Другой же эпиграф к 1-2 книгам – тоже песенный, заимствованный у народа:

              Не сохами – то славная землюшка наша распахана…

              Распахана наша землюшка казацкими головами…

              Украшен наш тихий Дон молодыми вдовами..

В основе донской песни – параллелизм между историческим и природным временем. Эпитет «Тихий» приобретает контрастный смысл в сравнении с бурными событиями, происходившими на Дону в начале XX века. И тогда «тихий Дон» - оксюморон, взаимопротиворечивое сочетание слов… Грустный строй песни напоминает плач народа по родине своей. Далеко не так уж мирно и вольно жилось на Дону, - горька жизнь безутешных вдов, сирот4 солоны родительские слёзы. В песнях, сложенных казаками, показана противоречивость всей их жизни – ведь казака – это и бесстрашные воины и земледельцы. Кроме того, сам элегический строй казачьей песни сложен по формуле отрицательного параллелизма, вначале –

     Не сохами-то славная землюшка наша распахана..

     Распахана наша землюшка лошадиными копытами…

И продолжен одночленной параллелью, умалчиваемая часть которой слишком страшна ( А засеяна славная землюшка казацкими головами). Это не обычные крестьянские будни, не посевная, а то страшное. Отвратительное. Противоестественное человеку, что взрывает мирный уклад жизни казаков и наполняет воды в «тихом Дону» отцовскими и материнскими слезами».

     Здесь, в этих песенных эпиграфах, предвосхищена основная идея романа… Рассказ о долге казака-воина, защитника – перед родной землёй, требующей от него полного самопожертвования, ведётся языком казака – землепашца, измерявшего свою жизнь законами природы ( пахать, сеять, собирать урожай). Так в казачьих песнях сочетаются природное и историческое начала казаков.

     Эти две старинные казачьи песни, взятые эпиграфами к роману, настораживают, настраивают на восприятие полных драматизма судеб народных. Обе песни – исторические. По свидетельству фольклористов на Дону пели и поют около 400 тысяч песен, 50 % которых составляют исторические песни.

     Радуясь и печалясь о делах нынешних, народная песня несёт дню завтрашнему правдивый рассказ о былом. И сегодня поют об Ермаке, о Стеньке Разине, о Пугачёве, любимом герое донской народной песни; об Игнатушке Некрасове, о Матвее Платове. Атаманы, есаулы, хорунжие, простые казаки – всё Войско Донское, которое волею судьбы беспрестанно утверждало славу земли русской в кровавых сечах, - всё в песнях.

     Историчность донской песни и в правдивом описании значительных событий, и в картинах жизни обыденной. Она рассказывает о нравах  и правилах жизни, о культуре и обиходе народа, о тех нравственных законах, по которым слагается человеческая жизнь. Эти правила чисты и прекрасны: верность, братство, любовь, бескорыстие, трудолюбие, правдивость – вот, что извечно воспевал русский народ. Зависть и корысть, трусость, лень, ложь – вот, что судил высшей мерою. Эту народную мудрость знал великий Шолохов и умело, мудро, точно использовал в своём творчестве.

     К 3-4 книгам в качестве эпиграфа М.А.Шолохов берёт ещё одну старинную песню:

     Как ты, батюшка, славный тихий Дон.

     Ты кормилец наш, Дон Иванович,

     Про тебя лежит слава добрая.

     Слава добрая, речь хорошая,

     Как, бывало, ты всё востёр бежишь,

     Ты быстёр бежишь, всё чистехонёк.

     А теперь ты, Дон, всё мутен течёшь

     Помутился весь сверху донизу.

     Речь возговорит славный тихий Дон:

     «Уж как-то мне всё мутну не быть,

     Распустил я своих ясных соколов,

     Ясных соколов- донских казаков,

     Разматываются без них мои круты бережки,

     Высыпаются без них косы жёлтым песком».

     Давайте проанализируйте эту песню, историческую по жанру. Она отражает идею всего романа.

     Обращение казаков к Дону, любимой-реке, особое; ведь Дон защищал ( природная граница от калмыков, улусов, татар), кормил ( рыбой, по нём ходили зимовые станицы за зарплатой к царю в Москву; по реке привозили продукты питания…и жён). На дону была установлена уникальная форма демократии – круг, на котором все были равны между собой. С Дону выдачи не было, всех он принимал, прятал, награждал, а если надо, то и наказывал. С точки зрения народа, это хорошо, правильно. Об этом говорят эпитеты «слава добрая», «речь хорошая» и метафоры «быстёр бежишь», «всё чистёхонек2. так было раньше. Об этом сказал и Шолохов в первой книге романа, посвящённой описанию казачьего быта, обычаев донских казаков до первой мировой войны. Что же случилось во время войны с Доном- рекой, казаками? В песне народ говорит, обращаясь к реке и называя её просто, без эпитетов: «Дон, всё мутен течёшь…». И дальше казаки поют от имени Дона ( используя приём олицетворения), что «Распустил я своих ясных соколов». Казаки сравниваются с соколами. Птицами сильными, быстрыми, боевыми; в фольклоре всегда рядом с этим словом стоит эпитет «ясный», означающий благородство, дальновидность, целеустремлённость сильных, мужественных людей. Дон «их распустил» - интереснейшее олицетоворение о нарушении законов природы и общежитии людей, поэтому-то и рушится мирная жизнь казаков. Об этом говорится в в двух последних метафорических строчках:

              Размываются без них круты бережки,

              Высыпаются без них косы жёлтым песком…

Это чисто народная песня и по форме и по содержанию, в ней отражаются взгляды людей на мир и войну, на естественную природную жизнь.

     В целях идеологической обработки сознания казаков в XIX веке активно пропагандировались ура-патриотические песни, прославляющие службу, походы, все без разбору кампании казака, всегда готового умереть за царя. Такие были обязательны для каждого служивого, как военный устав и форма. А для души игралась другая песня – о постылой царской службе, о горемычных вдовах покинутых, о гибели казака на чужой дальней сторонушке и детях-сиротах, о славном тихом Доне.

     Противоречивую психологию казаков, слепо пошедших в гражданскую войну за вдохновителями белой армии, подчёркивает Михаил Александрович Шолохов. В «Тихом Доне» описывается, как разбитые красной Армией уходят с Дона казачьи воинские части. Раненый Григорий Мелехов слушает знакомую с детства песню о Ермаке….

     … Над чёрной степью жила и властвовала одна старая, пережившая века песня. Она бесхитростными, простыми словами рассказывала о вольных казачьих предках, некогда бесстрашно громивших царские рати, ходивших по Дону и Волге на лёгких воровских стругах; грабивших орлёные царские корабли; щупавших купцов, бояр, покорявших далёкую Сибирь…. И в угрюмом молчании слушали могучую песню потомки вольных казаков, позорно отступавшие, разбитые в бесславной войне против русского народа.

     Ой, как на речке было, братцы, на Камышинке,

     На славных степях, на саратовских.

     Там жили- проживали казаки – люди вольные,

Через книги. Военную школу, службу из поколения в поколение настойчиво внедрялась мысль о раскаянии Ермака, о его службе царю, о пожаловании Ермаку Дона. Но рядом жила устная книга истории – по песням и преданиям, Ермак вынудил Ивана Грозного признать казаков и Дон независимым. Эту народную точку зрения знали и Шолохов, и его главный герой романа – Григорий Мелехов. Они унаследовали все лучшие качества предков – преданность Родине, стремление её защищать, выполнять святой долг перед ней, перед землёй…

     И в исторических, и в лирических песнях много добрых слов говорится и о коне – постоянном товарище казака в походе. Не зря говорят, что казак это воин, хорошо владеющий конём и оружием. У Шолохова в третьей книге читаем: «…За углом куреня разливалась песня:

     Как по той-то было по дороженьке,

     Никто пеш не хаживал….

     Ни пешего, ни конного следа допрежь не было,

     Проходил по дороженьке казачий полк,

     За полком-то бежит душа – добрый конь,

     Он черкесское сидельце на боку несёт,

     А тесмяная уздечка на правом уже весит,      

     Шелкови поводьица ноги путают,

     За ним гонит млад донской казак,

     Он кричит-то своему коню верному:

     «Ты постой, погоди, душа - верный конь,

     Не покинь ты меня, одинокого…

     Без тебя не уйтить от чеченцев злых»

Очарованный пением Григорий задумался, наверно, над своей судьбой. В этой песне интересны эпитеты, характеризующие коня – друга казака - - «душа – добрый конь», «душа – верный конь», на него надеется казак в бою, в походе. Играли песню на страницах романа молодые казаки, самому старому было около 25 лет. Как хорошо пели они, что старая казачка – слушательница сказала: «И таких казаков ты … на смерть водишь? На войне губишь?2 на что Григорий хмуро ответил: « Нас самих, бабушка, губят». Им , молодым казакам. Играть бы весёлые, плясовые песни, жить бы полнокровной жизнью, сеять хлеб, растить детей.

             С детских темой в романе связан и такой жанр фольклора, как сказка. Аксинья в 4-й книге произведения рассказывает сказку о бедном сиротке Ванюшке детям Григория:

              Гуси-лебеди.

              Возьми меня

              На белы крылышки,

              Унесите меня

              На родимую на сторонушку.

   Песенный запев сказки у Шолохова звучит в казачьем варианте. С детства у казачат воспитывали свободолюбие и патриотизм. Образ «гуси-лебеди» - птицы благороднее, вольные, добрые, умные, они помогают героям в сказках.

        Суффиксы уменьшительно-ласкательные –ышк- (крылышки) настраивают нас на определённый лад слушания дальнейшего повествования.

     Самое интересное состоит в том. Что почти сто лет назад эти песни записывал М.А.Шолохов, чуть более 150 лет назад их записывал наш донской фольклорист Листопадов, трудами которого пользовался и Шолохов, и я сегодня записываю всё тот же донской фольклор. Значит, в нём есть истина, он правдив и вечен. Поэтому  заканчивая школу, знаю точно, моя дальнейшая жизнь будет связана с творчеством Шолохова и с народной песней.

 

 

                        

Категория: Творческие работы моих учеников | Добавил: Marinarudaya
Просмотров: 606 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

Поиск

Вход на сайт

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
  • МБОУ СОШ №4 г. Миллерово Ростовсой области

  • Современный учительский портал

  • Классные час.Ру

  • Образовательный портал Классные-часы.Ру
    Шахтинская епархия
    Яндекс.Погода

    Новости образования