Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
Пасха православная.
Сценарий классного часа для учащихся 11 класса
Учителя русского и литературы,
классного руководителя 11 класса «Б»
Рудой Марины Павловны
Миллерово
2013
Сценарий классного часа для учащихся старших классов на тему «Светлый праздник величаем...»
Цели
1. Рассказать о смысле праздника Пасха.
2. Познакомить учащихся с традициями празднования Пасхи на Руси, обрядами, песнями, играми, сопровождающими этот праздник.
3. Воспитывать уважение к русским православным традициям, приобщать к вечным христианским ценностям, формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, интерес к изучению религии как источнику нравственности человека.
4. Совершенствовать творческие способности.
Предварительная подготовка
1. Учащиеся приносят куличи, крашеные яйца.
2. Репродукции икон «Снятие со Креста», «Положение во гроб», «Воскресение Господне», «Женымироносицы у Гроба Господня», картины Н. Ге « Голгофа ».
3. Учащиеся делятся на группы: архивариусы, флористы, лирики. Каждая группа разрабатывает свою эмблему согласно роду деятельности (архивариусы могут изобразить свитки, берестяные грамоты, флористы – цветы, лирики — перья для письма и пр.). Совместно с преподавателем каждая группа подбирает материал и готовит свое выступление.
Введение
На Воскресение Христа,
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой
Воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог:
Из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына Бог
И с Ним тебя воздвиг.
Из света вечного Господь
Сошел в жилище тьмы,
Облекся в персть, оделся в плоть —
Да не погибнем мы!
Неизреченная любовь,
Всех таинств высота!
За нас Свою святую Кровь
Он пролил со креста.
Чистейшей Кровию Своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти темных сил.
Христос воскрес, Спаситель мой
Воистину воскрес.
Ликуй, душа; Он пред тобой
Раскрыл врата небес!
В.К. Кюхельбекер
Пасха — самый важный христианский праздник для каждого православного человека. Он знаменует победу жизни над смертью, причем не в переносном, а в буквальном смысле этого слова. В этот праздник православные отмечают Воскресение Иисуса Христа. Значение праздника состоит в том, что Сын Божий своей смертью искупил грехи всего человечества, иными словами — освободил его от рабства дьявола, после чего воскрес, таким образом победив смерть и даровав людям жизнь и вечное блаженство.
Первый ученик Православная Пасха. 5 мая 2013
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
О, как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, - всюду они вызывают трепетание в каждом сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа.
«Христос Воскресе!» - мы говорим с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину Воскресе!»
Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса - первая действительная победа жизни над смертью.
Событие Воскресения Христова - величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от земли - к Небу.
Вот как это было:
По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.
Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.
В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.
Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.
В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».
Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.
Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».
Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.
Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».
Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.
Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.
Однако нам известно о памятниках, связанных с земной жизнью Христа, это святые места в Израиле и Палестине. Сохранилась плащаница — кусок ткани, в который было завернуто тело Иисуса после снятия с креста. Существует множество прочих святынь. Но сильнее всех материальных свидетельств — несокрушимая вера человечества во Христа. При этом каждый решает для себя, во что он верует, для чего молится: кто-то находит помощь, кто-то — поддержку, кто-то — успокоение. Даже люди неверующие, атеисты, поражаются торжественности и величию праздника Пасхи, преисполняются любви и теплоты.
Как сказал Ф.М. Достоевский, сам глубоко верующий человек: «Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно, так, но Христа он знает и носит его в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей. Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ его по-своему, т. е. до страдания. Названием же православного, т. е. истиннее всех исповедующего Христа, он гордится более всего». Его мысль продолжает А.И. Солженицын: «Наше национальное распыление, произошедшее в XX веке, как раз и истекает из утери нами православной веры, из самоутопления в новом свирепом язычестве. При отказе от православия и патриотизм наш приобретает черты языческие».
Основная часть
1. Итак, Пасха — светлый православный праздник. Отмечать его принято торжественно, весело, с многочисленными обрядами, песнями, стихами, поговорками, вкусным угощением.
Какова же история праздника? Что вы знаете о происхождении этого праздника? Какие народы отмечают Пасху?
Слово предоставляется архивариусам.
Архивариус 1. Традиция отмечать Пасху существовала еще у древних евреев. История относит нас к тому времени, когда еврейский народ жил в Египте и на протяжении многих веков был в рабстве. Добывать кусок хлеба приходилось тяжелым, мучительным трудом. Так, например, рабы должны были заниматься строительством пирамид: тесать огромные камни, тащить их на себе до места постройки, замешивать раствор и формировать кирпичи, заниматься орошением полей, ухаживать за скотиной и т. д. В Пятикнижии (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; другое название — Тора), т. е. пяти первых книгах Библии, говорится, что египтяне обращались с евреями очень жестоко, любое неповиновение каралось палочными ударами, а работать приходилось под присмотром надзирателей. Много раз обращались евреи к фараону с просьбой отпустить их, однако тот оставался равнодушным к их проблемам. Считается, что в таком тяжелом положении евреи жили на протяжении 210 лет. Предпринятых мер по уничтожению еврейского народа оказалось, по мнению фараона, недостаточно. Он боялся, что молодой народ будет преобладать по численности над египтянами и, возможно, пошатнется его авторитет и будет потеряна власть. Последней каплей в терпении угнетенного народа стало повеление фараона топить в реке всех новорожденных мальчиков-евреев.
Идейным вдохновителем в борьбе с поработителями стал Моисей, который считается освободителем еврейского народа. Будучи воспитан при дворце фараона, он все же не забыл, к какому народу он принадлежит. Изо дня в день наблюдал Моисей, каким пыткам подвергается его народ.
Архивариус 2. Священные книги свидетельствуют, что явился Моисею Бог и повелел ему освободить свой народ. Моисей с братом Аароном просили фараона отпустить еврейский народ, который обещал сделать это, но каждый раз менял свое решение. После каждого отказа на египтян обрушивались различные бедствия («Десять египетских казней»): то случалось нашествие мошек, кусавших людей, то «песьих мух», облепивших жилища, людей и скот и не дававших жить, то превращение воды в водоемах в кровь, то вдруг настигала скот моровая язва, то грянул гром и посыпался огненный град, а потом наступила такая плотная тьма, что египтяне не могли двигаться в ней. При этом кары эти распространялись только на египтян. И когда в последний раз не послушался фараон и не отпустил евреев, египтян постигло самое страшное наказание — казнь первенцев.
Накануне казни каждая еврейская семья должна была заколоть и запечь ягненка, испечь пресный хлеб и съесть все это с пряными травами — так повелел им сделать Господь. Кровью ягненка нужно было смазать косяки входной двери. Делалось это для того, чтобы ангел, умертвляющий египетских первенцев, обошел стороной еврейские дома. После такого испытания фараон был вынужден отпустить народ Моисея.
С тех пор Пасха отмечается у израильтян как праздник Исхода — Песах, что в переводе с иврита означает «проходить», «избавлять». Праздник отмечали семь дней. В первый день праздника в память об Исходе закалывали, запекали и ели ягнят и пресный хлеб (опресноки, маца). Горькие травы тоже должны были присутствовать на праздничном столе, они символизировали горечь лет, проведенных многострадальным народом в рабстве.
Прежде чем говорить о том, как Пасха, являвшаяся праздником евреев, стала главным праздником христиан, необходимо сказать несколько слов о том, кем был Иисус Христос.
Иудейские пророки предрекали, что настанет день, когда на землю придет Мессия и освободит народ Израилев (евреев). Предсказание исполнилось, и Мессия явился, но евреи не признали в нем своего царя, так как надеялись, что он избавит их от владычества Рима и даст господство над остальными народами. Поэтому они распяли Христа на кресте вместе с двумя разбойниками. Иисус умер на кресте. Но, согласно христианскому учению, Иисус был не человеком, а Сыном Божьим, не имел грехов и поэтому, опустившись после смерти в ад, он не остался там, как происходило со всеми остальными умершими людьми, а сразу же вознесся на небеса, к Богу.
О том, что произошло дальше, рассказывает третий архивариус.
Архивариус 3. Согласно Новому Завету, ночью, спустя три дня после мучительной смерти на кресте, Иисус Христос ожил — воскрес из мертвых. Это великое событие произошло в праздник Песах (Пасхи). Его тело исчезло из гробницы, в которой его похоронили.
На рассвете Мария Магдалина и другие женщины пришли к гробнице, чтобы помазать тело миррой, как это положено при погребении. (Этих женщин с тех пор называют женами-мироносицами.) Женщины знали, что у гроба стоит стража, а вход задвинут камнем, и гадали, кто поможет им отвалить его. Первой подошла к гробнице Мария Магдалина. Увидев отваленный камень, женщина испугалась, решив, что тело Христа похищено. Но тут женщины увидели Ангела, который успокоил их и поведал о случившемся чуде, напомнил им слова Иисуса о том, что будет он предан и распят, а на третий день воскреснет.
Поначалу женщинам никто не поверил, и только когда ученикам явился сам Иисус Христос во плоти, живой, с ранами от гвоздей на руках и ногах, они поверили и обрадовались. Христос стал первым, кто, умерев, воскрес из мертвых, тем самым искупив первородный грех и остальные грехи всех людей на Земле.
После воскрешения Иисуса Христа Пасха приобрела новый смысл. Для христианских народов — католиков, православных, протестантов — она стала днем воскресения Христа, символом искупления и наступления новой жизни. Поскольку иудеи не признают в Иисусе Христе Сына Божьего и их священной книгой является Тора («Ветхий Завет»), они отмечают Пасху (Песах) как праздник, знаменующий исход евреев из Египта.
Архивариус 4. Перед праздником Пасхи проходит долгий Великий пост, когда верующие должны очиститься от пагубных страстей, желаний и привычек. Для этого следует не употреблять мясную, молочную и рыбную пищу, отказаться от развлечений, не сквернословить, проявлять смирение и доброжелательность. Суббота накануне Пасхи называется Великой. Можно приносить в церковь куличи и крашеные яйца для освящения. Праздничное ночное богослужение проводится ночью — с субботы на воскресенье. Оно начинается в 11 ч вечера и длится 4-5 ч вплоть до утра. Это праздник, вызывающий в душах верующих радость и ликование, рождающий светлые чувства.
Преподобный Феодор Студит так писал об этом празднике, его назначении: «Вот и наступило Святое Воскресение. Будем внимательны, чтобы нам провести этот праздник светло и боголепно, потому что это Пасха — первый и величайший дар Божьего домостроительства. С помощью благоговения обуздаем свое тело так, чтобы, хотя и переменится пища, не изменилось наше духовное состояние. Душа радуется приходу Пасхи, потому что она несет ей покой и облегчение от множества трудов».
Таким образом, все те рекомендации относительно поведения, которые дает нам церковь в Пасху — быть осторожными в делах, страстях, поступках, — мы должны применять и в повседневной жизни.
Пасху весело отмечали в народе: поскольку праздник этот отмечается весной, к духовной радости присоединялось ликование по случаю наступления весны, пробуждения природы после зимы. Предоставляем слово нашим чтецам.
Выступление группы чтецов
Пасхальное Богослужение — совершенно особенное, непохожее на церковные службы остальных дней года. Для того чтобы лучше понять Богослужение Пасхи, вы можете заранее прочитать порядок службы и посмотреть некоторые видеофрагменты.
Часы Святой Пасхи: это особые молитвы, которыми в Пасхальную седмицу заменяутся обычные молитвословия перед Литургией. Также они читаются вместо утренних и вечерних молитв.
Часы святой Пасхи
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Глас 6:
Воскресение Христово видевше,/ поклонимся святому Господу Иисусу,/ единому безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся Христе,/ и святое воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите вси вернии,/ поклонимся святому Христову воскресению:/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем воскресение Его:/ распятие бо претерпев,// смертию смерть разруши. (Трижды)
Ипакои, глас 8:
Предварившия утро яже о Марии,/ и обретшия камень отвален от гроба, / слышаху от Ангела:/ во свете присносущнем Сущаго,/ с мертвыми что ищете, яко человека;/ видите гробныя пелены, тецыте, и миpy проповедите,/ яко воста Господь, умертвивый смерть,// яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак, глас тот же:
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу,/ и воскресл еси яко победитель, Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый: радуйтеся,/ и твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог,/ в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом,// вся исполняяй неописанный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко живоносец, яко рая краснейший,/ воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой,// источник нашего воскресения.
И ныне и присно и во веки веков, аминь:
Вышняго освященное Божественное селение, радуйся:/ Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим:// благословена Ты в женах еси, всенепорочная Владычице.
Господи, помилуй. (40 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим,/ без истления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу Тя величаем.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Пасхальное Евангелие
На Пасхальной Божественной Литургии читается фрагмент из первой главы Евангелия от Иоанна (стихи 1–17):
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
На первый взгляд, удивительно, что для чтения во время пасхальной Божественной литургии избран отрывок, в котором ни слова не говорится о Воскресении Христа. Связано это с тем, что, согласно древнейшей церковной традиции, весь евангельский текст (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) разделен на фрагменты таким образом, чтобы в течение года Евангелие было прочитано полностью. А поскольку Евангелие от Иоанна - самое глубокое, насыщенное Богословскими понятиями и трудное для восприятия новичка, начало чтения этого Евангелия было приурочено к тому моменту, когда в церкви «новичков» практически не оставалось. Во время предпасхального Великого поста уверовавшие во Христа, но некрещеные христиане проходили процесс «оглашения», то есть изучали основы христианской веры. А накануне Пасхи, на литургии Великой субботы, совершалось массовое крещение подготовившихся к этому событию христиан.
Таким образом, в пасхальной Божественной литургии участвовали, практически, только «верные», которые, согласно пониманию Церкви, были подготовлены к слушанию самого сложного по содержанию Евангелия.
Лирик 1. Христианство наложило глубокий отпечаток на мировую литературу. Многие произведения русских и зарубежных авторов отразили основные положения Священного Писания, христианские праздники и обряды. И если в западной литературе самым главным считается праздник Рождества Христова, то для русских писателей важнее была Пасха — «торжество из торжеств».
Например, Н.В. Гоголь так писал о его значении для русского человека: «...Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в духе. Померкают временно, умирают в пустых и выветрившихся толпах, но воскресают с новой силой в избранных, затем, чтобы в сильнейшем свете от них разлиться по всему миру. Не умрет из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом. Разнесется звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшее — праздник Светлого Воскресения воспразднуется, как следует, прежде у нас, чем у других народов!»
Лирик 2. Русские писатели и поэты рассуждали в своих произведениях о значении Христа в жизни человека, его искуплении, долге человечества, неусыпной памяти нашей о нем:
Пасхальные вести
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи...
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи...
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз...
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем...
Поднялись — морями стали реки,
И в горах поднялся первый гром.
Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна.
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
Я. Полонский
Лирик 3.
Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
С. Есенин
Лирик. 4.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков
Лирик 1. Часто русские писатели передавали радостное ощущение праздника просто через какие-то внешние, обрядовые его проявления, описание быта, уклада жизни. Но от этого праздник не кажется нам менее значимым, напротив, он становится более понятным и родным. Таким, например, в романе «Лето Господне» его изображает И.С. Шмелев, замечательный русский прозаик: «...Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который, пожалуй, умрет скоро... Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все. И потом встретимся все... и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник Зола, певший с мальчишками про волхвов, — все мы встретимся там. И Горкин будет вырезывать винограды на пасочках, но какой-то другой, светлый, как беленькие души, которые я видел в поминаньи. Стоит Плащаница в Церкви, одна, горят лампады. Он теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны. И это для Него Ганька полез на крест, и отец в Кремле лазит на колокольню, и Василь-Василич, и все наши ребята, — все для Него это!»
Лирик 2. Иван Алексеевич Бунин, русский прозаик и поэт, с благоговением относился к Воскресению Христа. Для него Пасха — не просто духовный праздник, это процесс национального возрождения, очищения от грехов и пороков.
Христос воскрес!
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы... Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют.
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
И. А. Бунин
Замечателен светлый праздник Пасхи, делающий нас более добрыми, терпимыми друг к другу, поднимающий из глубин нашей души все самое прекрасное. Главный вывод, который мы делаем в этот день, — люби и уважай ближнего своего и такое же отношение получишь и к себе. Ибо наказывал нам это Сын Божий, пострадавший за нас и искупивший наши грехи. Не будем же и мы терять веру в человека, а начнем с себя, отказавшись от злобы, человеконенавистничества, сквернословия и прочих пороков.
Слово предоставляется флористам.
Цветы пасхи - это цветы, которые выбирали издавна для пасхальных оформлений - букетов, композиций, украшения пасхального стола, венков, подарочных корзин, украшения икон. Ими становились цветы, имеющие соответствующую религиозную или светскую символику, цветы, которые расцветали к этому времени в природе или которые можно было вырастить дома, а иногда просто весенние цветы, т. к. их появление - само по себе - воскрешение природы после зимних холодов.
В России самыми популярными пасхальными цветами были гиацинты и нарцисы (их называли даже пасхальными лилиями). Ими украшали столы, дарили в пасхальных корзиночках Пасхальными цветами также считают- примулы-баранчики, одуванчики, мать-мачеху - впрочем так называли все первые, обычно действительно желтые весенние цветы.
Для украшения Храмов еще и сейчас многие священники предпочитают гортензию, особенно белую, и часто ставят ее около плащаницы. Популярны также примулы, тюльпаны (они к тому же по форме напоминают яйца), фиалки, ландыши, подснежники, цветы калины, форзиция, прунус, ранункулюсы. Нельзя забыть о розах и гвоздиках. По религиозной символике гвоздики - цветы Христа, поэтому нередко именно из 33 белых гвоздик собирается гирлянда на плащаницу: по числу земных лет жизни Спаcитeля и в память о белой простыне (плащанице), которой его обернули, сняв с креста.
Широко используются, особенно для пасхальных корзиночек и композиций, горшечные растения, особенно цветущие - цикламены, гиацинты, кливии, розы, фиалки, каланхоэ и т. д.
Яйца пасхальные - яйцо пасхальное как символ плодородия, вечной жизни, начала и даже как символ мироустройства встречается у разных народов. Некрашеное яйцо присутствовало еще в пасхальном обряде иудеев. Легенда гласит, что первое крашеное в красный цвет яйцо преподнесла римскому императору Тиберию Мария Магдалина со словами: «Христос Воскрес». С тех пор крашенные яйца, освященные в Храме, неизменный знак Пасхи: они украшают пасхальный стол, их дарят друг другу, обмениваясь радостным сообщением.
Цветочное украшение храма. Пасха - наиболее значимый праздник для православных христиан из всего годового круга богослужений. Однако цветочное украшение появляется за неделю до Пасхи, когда вспоминается Вход Господень в Иерусалим, получивший название Вербного Воскресенья. Композиции с живыми цветами и вербой ставятся в храме перед вечерним богослужением в субботу. Цветочное украшение в храме должно подчиняться определенным требованиям: - соответствовать цвету облачений священнослужителей; - сочетаться с внутренним убранством храма, его декором; - материал подбирается достаточно устойчивый.
Устройство православного храма, последовательность богослужения строго каноничны. Поэтому места, где могут располагаться цветочные композиции, ограничены: - по бокам у царских врат; - у храмовых икон; - у наиболее почитаемых икон; - у праздничной иконы на аналое (располагается обычно в центре храма); - в алтаре - по бокам от престола; - украшаются также выносные свечи и крест.
Основное же цветочное украшение делается в Храме в Страстную Пятницу, когда днем посреди храма помещается Плащаница для поклонения верующих. На саму Плащаницу обычно плетется гирлянда из белых цветов. Как правило, это белая гвоздика (33 цветка - по числу лет земной жизни Спасителя), но могут быть кустовые хризантемы, гипсофила.
Вокруг Плащаницы Спасителя обычно ставят композиции из белых цветов, как символ чистоты и божественной природы Спасителя, но по желанию настоятеля храма можно ввести цветы розового и красного цвета.
Букеты пасхальные - это целая серия букетов для подарка и букетов для украшения кулича. Пасхальный букет для подарка по форме, колористике и выбору растений выдержан в традициях Пасхи и меньше ориентирован на пол, возраст и предпочтения адресата. Поэтому он нередко собирается круглым, с цветами, характерными для Пасхи, перьями, скорлупой, вербой, фигурками зайцев, ягнят, различных птиц, а также с бабочками, жуками и стрекозами. В последние годы стали очень популярны букеты на самых разных каркасах и, прежде всего, букет «гнездо». Он действительно собирается на каркасе из веток, напоминающем птичье гнездо. Венок пасхальный - символизирует бесконечность и вечную жизнь, дарованную жертвой Иисуса Христа. Собирается из весенних цветов и веток, с яйцами, скорлупой, лентами, перьями и другими атрибутами. Используется как украшение стола (часто - вокруг кулича), украшение интерьера и как пасхальный подарок.
Дерево пасхальное - украшение, имитирующее дерево - как стоящее в Раю Древо Жизни, Древо Познания, Добра и Зла. Оно может быть любого размера - от маленьких подарочных, настольных композиций до больших интерьерных объектов. Работы выполняют в любом флористическом стиле и из любого материала, они могут напоминать настоящие деревья или быть стилизованными.
Птицы - один из самых распространенных почти во всех странах элемент пасхального оформления в виде фигурок самых разных птиц, чаще всего – это аисты, а также их гнезд, яиц, перьев. Птица - вестник, символ Духа, возрождения при роды. Ручная верба - «Ручные вербы» - всякого рода ветви, украшенные деланными цветами, плодами, ягодами, стручьями и даже орехами.) Свечи - символ света и Духовного горения. Используются во всех пасхальных флористических работах, чаще всего в форме яйца, зайца.
Крашенки - пасхальные крашеные яйца. Существует множество способов окрашивания пасхальных яиц: травами, капустными листьями, луковой шелухой, специальными красителями, пестрыми нитками и т. д. В флористических работах чаще используются не натуральные, а выпускаемые промышленно крашенки самых разных цветов, в том числе и модных. Писанки - так называют пасхальные яйца, расписанные каким-либо, часто символическим орнаментом, узором, либо с текстом религиозного характера, например, цитатами из Священного Писания.
Цвета пасхи - выбор цветового решения в современных пасхальных флористических работах обусловлен не столько религиозной Символикой, сколько желанием сделать их радостными, праздничными, яркими или современными, модными, конечно, если речь не идет об оформлении Храма. В этом случае стараются придерживаться символики цвета:
Белый, желтый, золотой - цвета Духовности, Света Небесного, Чистоты;
Зеленый - цвет Надежды;
Голубой и синий - цвета Неба, Веры, Верности;
Красный - цвет Жизни, Возрождения, Воскрешения, а также Крови Христа
Слово исследователей пасхальных чудес.
В день Пасхи Иисус Христос воскрес из мертвых, возвестив человечеству о торжестве жизни над смертью, правды над ложью, веры над безверием, любви над ненавистью. И тут важен момент триединства. Пасха всегда приходится на дни начала весны. Но и на дни входа Солнца в зодиакальный знак Овен, отчего праздник окрашивается символическими атрибутами Овна. Получается, что день весеннего равноденствия включает в себя начало весны, Пасхи и Овна. И все это происходит не по разумению человека, а по разумению Высших Сил, Божественного Начала. Лучше всего это прослеживается в традициях китайского культурного наследия, где указывается, что "созвездие Овна достигает неба в День Творения".
По-своему Пасха отражается и в "зеркале астрологии". Девиз Овна, девиз пионера и творца, "Я - есть!", соотносится с девизом воскресшего Христа, согласно Матфею, возвестившего о том, что ему дана "всякая власть на небе и на земле". Во славу жизни, по свидетельству Марка, он изгнал семь бесов из Марии Магдалины, объявил, что все те, кто уверует в него, его же именем смогут делать то же самое, заговорят новыми языками, возложат руки на больных, сделают их здоровыми. Согласно Иоанну, он дал рыбакам полные сети рыб и "много сотворил перед учениками своими и других чудес". Показательно, что динамика развития ключевых понятий-символов Овна полностью отслеживает динамику событий жизни Христа после воскресения: от неустрашимой активности и проявления воли вначале к благородству и страстному покровительству в середине и далее, в конце, к храбрости и духовности. Хорошо известно, что стихия Овна огонь, а управляющая планета Марс. Но и Церковь в дни Пасхи культивирует ОГОНЬ! Так, за семь дней до начала Пасхи, в ночь Великой субботы, на Руси вокруг храмов жгли костры, устраивали иллюминации, на колокольнях зажигали факелы, держали в руках зажженные свечи, торжественно встречали "денницу", зажженную зарю. Вот почему Пасха - это праздник огня. Стихия пасхального огня полыхала всю Страстную неделю, очищая умы и души от неверия и греховодства, освобождая место жизнелюбию и святости.
Но и на этом символизм триединства не заканчивается. Цвет огня - красный, и он же цвет весны, и он же цвет планеты Марс, и он же цвет крови Господней. В пасхальные дни повсюду обилие КРАСНОГО цвета: в специально расстилаемых дорожках и коврах, в розовых венках на образах, в красных розах на куличах. Яйца, как древнейший атрибут Пасхи, красят в красный цвет или в цвета, близкие к красному. Одаривая друг друга крашеными яйцами, тем самым желают друг другу здоровья, а значит, и жизни. Ритуал дарения крашеных яиц берет начало с времен римского императора Тиберия, которому с добрыми пожеланиями поднесла яйцо святая Мария Магдалина. Культ красного настолько силен, что переносится на послепасхальные дни, на праздник Красной Горки, согласно которому встречают восход Солнца и "заклинают" весну.
Самое главное чудо на Земле – появление накануне пасхи Благодатного огня, который не обжигает, а лечит и тело, и душу.
Одним из священнейших событий на Пасху является чудо схождения Благодатного огня. Этот необжигающий огонь затем разносится, развозится верующими по всему миру. В 2013 году Пасха выпадает на 5 мая.

Чудо происходит перед православной Пасхой, в субботу, в Иерусалимском храме Воскресения. Внутри храма находится Голгофа и пещера, в которой Иисус был похоронен. В 2013 году схождение огня произойдет 4 мая, накануне Пасхи.
Перед началом чудесного схождения огня идет крестный ход с Патриархом, который входит в храм Воскресения, три раза обходит часовню, которая скрывает в себе Гроб Господень. Затем Патриарх переоблачается, его обыскивают полицейские на наличие любых зажигательных предметов. После этого он входит внутрь часовни и там молится о снисхождении огня. Как появляется огонь, не знает никто. Иногда это сопровождается пучками света или бегающими огоньками под куполом храма.
Схождение огня в Иерусалиме (2013)
Существует несколько версий, которые разоблачают его чудесное происхождение. Однако паломников и верующих это не останавливает. Все молятся о благодати перед светлым праздником Пасхи. Кульминационный момент наступает, когда Патриарх выносит зажженные свечи и передает огонь собравшимся. Некоторые верующие пытаются «умыться» огнем, который не обжигает в первые минуты.
Существует несколько примет, связанных с чудом сошествия огня. По одной из них, огонь сходит только после молитвы православного священника. Когда в 1579 при смене власти в Иерусалиме представители Армянской церкви захотели молить о чуде огня, а православных даже не пустили внутрь храма, огонь вышел из колонны с внешней стороны храма. С тех пор право православных не оспаривалось.
Также считается, что огонь не придет, если в храм не пустить арабскую православную молодежь, которая кричит и носится, так бурно выражая свою радость христианскому празднику. В начале 20 века их также пытались отлучить от участия в чуде, и оно не произошло, пока их снова не впустили внутрь. У арабов есть легенда, что в тот год, когда чуда сошествия огня не произойдет, будет конец света.
Чудо благодатного огня и современная техника
В храме находится множество израильских полицейских с огнетушителями и оружием. Они следят за порядком и безопасностью. В последнее время никаких происшествий во время схождения огня не случалось.
В наши дни попасть на действо схождения огня могут только официальные паломники. Для простых туристов в это время вход в старый Иерусалим закрыт. Церковь наполнена до краев, множество репортеров и фотографом стараются заснять самые волнующие моменты. А огонь разносится во все страны света из аэропорта Тель-Авива.
Слово любителям природы.
В пасхальное утро на рассвете в центре солнечного диска появляются агнец и знамя. (Девоншир).
В пасхальное утро солнце пляшет на рассвете. (Повсеместно).
Если Пасха солнечная, Троица тоже будет солнечной.
Обильный дождь на Пасху обещает много травы, но мало сена. (Хартфордшир).
В годы нашей молодости очень многие всерьез верили, что в день Пасхи солнце пляшет на рассвете. И во многих поселках перед рассветом целые процессии устремлялись к окрестным холмам, чтобы оттуда взглянуть на пляшущее солнце. Девонширские девушки имели обычай просыпаться в этот час, чтобы увидеть агнца и знамя на солнечном диске. При этом на солнце нужно было смотреть сквозь матовое стекло.
В пасхальное утро
Набухшие почки, из которых показываются нетерпеливые листочки, а когда-то уже давно распустившиеся листья и много травы и цветов вместо ранней весенней слякоти… А может быть, были времена, что в Пасху лежал снег, – всегда она приходит по-разному.
Ночной путь в храм – одна из особенностей Праздника Праздников. Он всегда сопровождается безмолвными встречами с теми, кто также направлен на Богослужение. Одна встреча рождает две понимающие друг друга улыбки. А освещённая темнотой городская природа так же, как и все верующие, находится в преддверии.
С наступлением раннего утра природа начнёт радоваться и говорить каждому прохожему, каждое дерево будет как бы восклицать: «Христос Воскресе!», приветливо кивая молодыми весенними ветками. А если это ветки лиственницы, то её маленькие фиолетовые листочки, как много капелек акварельной краски, которые красят и оживляют серый невзрачный лист бумаги; эти цветочки, как маленькие добрые глазки, будут подмигивать каждому, будь то атеист, будь то простой верующий.
Любовь природы, не обделяющая никого, показывает, если можно так сказать, любовь её Творца ко всем, ко всему живому, также не разделяющая людей на христиан или безбожников. Бог проливает ко всем одинаковое чувство.
Воскресение Христово – победа над греховной смертью, спасение для каждого, а уж кто как это примет – дело личное.
Какая бы не была Пасха – всегда поёт природы хор, птицы земные радуются.
Утро. Начинается рассвет в момент завершения службы в храме. Появляющееся солнце в храме продолжает радость Пасхи, перенятую из каждого храма на земле, продолжая изливать её в сердце каждого человека. Солнце радуется – и это можно увидеть самому…
С детства мама мне говорила, что если в раннее пасхальное утро взять тёмное стёклышко и посмотреть на просыпающееся солнышко, то можно увидеть, как оно играет, двигается, радуется. И каждую Пасху после этого я пытался увидеть чудо и однажды видел: солнце буквально двигалось с большой скоростью, но так что можно увидеть невооружённым взглядом, оно действительно двигалось по неясной траектории, отходя в разные стороны от своего центра, если говоря физическим языком, то – с небольшой амплитудой колебания.
Моё сердце переполнялось радостью. После той Пасхи, которую я встречал с живым солнцем, прошло уже много лет. На каждую следующую, как говорила моя мама простодушно и с грустью, лил дождь, и было пасмурно: каждый зелёный, только что родившийся листочек покрывался тенью от большой, растянувшейся на всё небо от востока до запада, тёмно-фиолетовой тучи – всё это за то, что люди стали жить хуже, стали Бога забывать…
Утро Пасхи – лишь доброе начало Великого Дня, а его продолжение – много-много исписанных тетрадных листков; образы пасхальной природы – не мой вымысел, а чувственная действительность, которая доступна каждому: стоит только проявить желание, поверить хоть немножко…
Мальчик:
Христос Воскрес! Какой небесной, светлой радостью звучат эти слова и, как звон колокола, отдаются в каждой христианской душе.
Христос Воскрес, и ад Им побежден.
Христос Воскрес, и мир Им искуплен.
Христос Воскрес, и ангелы ликуют.
Христос Воскрес, и люди торжествуют.
Христос Воскрес, и рай открыт для нас.
Христос Воскрес, и сила ада пала.
Христос Воскрес, и стерто смерти жало.
Христос Воскрес, и мир от муки спас.
(О. Осипов)
Первый чтец: Под солнцем вьются жаворонки Поют:
Все: Христос Воскрес!
Второй чтец: По всем кустам малиновки Поют:
Все: Христос Воскрес!
Третий чтец: Во все окошки ласточки Поют:
Все: Христос Воскрес!
Четвертый чтец: Сердца у дев, у юношей Поют:
Все: Христос Воскрес!
Все: Воистину Воскрес!
|