сайт Рудой Марины Павловны

Пятница, 20.06.2025, 19:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

на шолоховские чтения

Рудая М.П.,

Учитель литературы

МОУ СОШ№ 4,

Миллерово, Ростовской обл.

 

Изучение творчества Шолохова в средней школе.

 

«Мой Шолохов» - так звучит одна из тем школьного сочинения. У каждого выпускника, как и у каждого читателя произведений Шолохова, свой Шолохов. Каждый находит в его творчестве что-то своё, доброе, вечное, заставляющее быть лучше, благороднее, чище душой.

Творчество Шолохова, прежде всего, составляет литературу родного края, один из разделов программы по литературе для средней общеобразовательной школы под редакцией Курдюмовой Т.Ф. Введение регионального компонента способствует формированию внутренней потребности изучать художественную литературу своих земляков, тем более что это великий писатель с мировым именем. Слава его поистине не имеет границ. Творчество Шолохова – это целая эпоха в мировой литературе.

С творчеством Михаила Александровича Шолохова наши школьники начинают знакомиться очень рано, так как великий писатель в далёком 70-м году 20 века хлопотал о строительстве здания нашей школы №4 г. Миллерово. Первоклассникам о Шолохове рассказывает первый учитель, затем старшеклассники, и в конце учебного года первая экскурсия по шолоховским местам – в х. Кружилинский и ст. Каргинскую. В 3-4 классах ребята создают предметный словарик донского диалекта после чтения отрывков из произведений Шолохова – зарисовки степи, Дона, дороги из Вёшек в Миллерово. Например, цветочная страничка такого словарика: лазоревый цветок (тюльпан), азовский цветок (сирень), царская или панская гвоздика (циния), донская гвоздика (ноготки), богородицына трава (чабрец), роскошная барыня (бегония), белый бурьян (белая полынь).

     А далее уже начинается непосредственное изучение творчества Шолохова. 5класс – «Нахалёнок».

6 класс – «Жеребёнок».

7класс – «Они сражались за Родину».

8класс – «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Проведение уроков «Шолохов и донская казачья песня».

9класс – «Судьба человека», «Наука ненависти» и публицистика Шолохова -  очерки и   выступления по радио во время войны, статьи в газетах, журналах.

10 класс – «Поднятая целина», проведение интегрированных уроков литературы, истории и биологии.

11 класс – «Тихий Дон».

     Дополнительно юные шолоховеды читают книги о великом писателе: В.Воронов. Юность Шолохова, М. Никулина. Раздумья над страницами «Тихого Дона» и другие.

Главная задача уроков по литературе Дона – воспитать чувство патриотизма к малой родине. Приобщить учащихся к духовной культуре родного края, показать им особое этнокультурное своеобразие донской земли.

      Изучение регионального компонента даёт возможность работать творчески: интегрировать уроки с историей, музыкой, рисованием, географией, экологией и другими предметами. Сохранять и приумножать традиции малой родины, развивать творческие способности школьников, формировать духовно богатую личность – задачи нашей школы. В основу этой работы положена базовая программа «Литература» регионального компонента содержания под редакцией Рыбниковой В.Я. и Павловой Т.И., рабочая программа по литературе Дона методиста ИМЦО Ключниковой, соотнесённое с федеральными авторскими программами, согласно которым на изучения Шолохова выделены часы в 8-11 классах. Это 8классе – главы из романа «Они сражались за Родину», в 9 классе – «Судьба человека»,  в 11 классе – романы на выбор учителя «Поднятая целина» и «Тихий Дон».

     Главным методом изучения творчества писателя и проникновение в его мастерскую является чтение с карандашом, так называемый метод «вслед за автором». Шолохов покоряет учащихся мощной силой изобразительности, насквозь просвеченной и пронизанной мыслью. И в творческую тетрадь о М.А.Шолохове выписываются интересные мысли, удачные обороты речи, например: «седой каракуль туч», «дышащий волнами Дон», «сочился дождь», «плакала вода», «небо…запеленатое в тучи»; отмечаются интереснейшие пейзажные зарисовки, лирические отступления,  бытовые картинки, заучивание их наизусть. Анализируя роман Шолохова, мы постигаем авторскую позицию. В 11 классе перед нами уже квалифицированные читатели, умеющие увидеть идею всего произведения, определить авторскую систему ценностей. Самые сильные из них могут определить место произведения в творчестве писателя, отечественном и мировом литературном процессе. Выпускники школы умеют истолковывать произведение по ограниченному текстовому материалу, увидеть смысловое значение отрывка, эпизода, главы, части и соотнести это с целым текстом.

     Произведение Шолохова входят и в федеральный компонент, и в региональный, и в школьный компонент изучения литературы, поэтому к выпускникам нашей школы предъявляются требования филологического уровня. Ученики должны проявлять чувство художественной формы произведения, осмыслив особенности языка автора и героев. Особенности описания природы, портрета, интерьера. Таким образом,  изучается классика отечественной литературы, к которой принадлежит творчество Михаила Александровича Шолохова.

     Основой для работы по внеклассной работе является изучение биографии, творчества М.А.Шолохова, знакомство и изучение казачьей истории, быта, природы, воспетой великим мастером русского слова Шолоховым. Для каждой параллели классов используются свои формы, соответствующие возрастным интересам и интеллекту школьников.

     В течение всего учебного года проводятся казачьи посиделки, так как «Тихий Дон» - первое в истории мировой литературы произведение о донском казачестве. В начале осени для 7-8 классов, посвящены изучению истории Дона, появлению казаков на Диком поле, об обычаях и традициях нашей святой старины, знакомство с трудами Сухорукова В.Д., которого очень высоко ценил А.С.Пушкин. Следующие казачьи посиделки проходят в преддверии  праздника Покрова 14 октября для 9 классов и посвящены православной вере казаков, её атрибутам с опорой на тексты произведений Шолохова, активное участие принимает творческая группа из старшеклассников и учителей школы. Ко дню матери-казачки 4 декабря (это большой религиозный праздник Введение Богородицы во Храм Божий) проходят ставшие традиционными праздники, на которых речь идёт о лучших женских образах, воспетых Шолоховым – Дуняшке, Ильиничне, Наталье, умеющей любить Аксинье. Зимой на мероприятии говорим о донской кухне, о бытовых традициях, о воспитании казачат, опять-таки с опорой на шолоховский текст. Это мероприятие также общешкольное, для старшеклассников.

     Постоянно мы совершаем экскурсии по шолоховским местам. Весной очередная поездка в Станицу Вёшенская – только    экологическая, называется по Шолоховской тропе: это, конечно, в Базках посещение орешника, в Вёшках знаменитого многовекового дуба, поездка в Елань, учащиеся сами по описаниям из произведений узнают места. Читают эти отрывки, любуются художественным словом и незабвенным донским пейзажем, и конечно же, всё заканчивается рыбалкой и слушанием старинных казачьих песен у костра.

     К майским шолоховским дням в школе проходит литературная неделя, в рамках которой ребята выпускают стенгазеты, просматривают и обсуждают кинофильмы по произведениям Шолохова, документальные фильмы о Шолохове и с участием Шолохова. И последняя поездка «В гости к Шолохову» - литературная экскурсия в дом-музей, в дом № 103, на литературную выставку. И участие в фестивале шолоховская весна.

     Великие создания искусства примечательны тем, что они навек входят в душу и ты помнишь, где и когда встретился с ними впервые, приобщился к их живому свету. Поэтому очень важно учителю правильно организовать эти первые встречи с великим писателем России и на уроках литературы, и вне урока.

     Формы внеклассной работы по литературному краеведению, используемые в нашей школе, разнообразны. Очень интересны спектакли, поставленные по эпизодам произведений Шолохова. В них развиваются творческие возможности детей, глубже понимают и осознают значение великого мастера слова.

     Другая форма внеклассной работы – литературные гостиные как средство общения с людьми, лично знавшими Шолохова, который часто бывал в нашем городе. И каждая такая встреча – событие для школьников. Особенно если это встреча с четой Логачёвых, жизнь которых озарилась немеркнущим светом дружбы с писателем.

     Небольшой ухоженный дворик. Всё просто, обыкновенно, никакой роскоши. И только табличка на стене с надписью «Здесь всегда проездом останавливался великий русский писатель М.А.Шолохов» задерживает взгляд прохожих.

     На крыльце хозяева приветливо приглашают в дом. Напротив двери в доме фотография, большая, пожелтевшая от времени, близких Михаилу Александровичу друзей и родственников. В центре сам писатель. Рядом с ним Любовь Власовна Логачёва, во втором ряду – Владилен Тихонович Логачёв. Именно с этой фотографии начинают Логачёвы свой рассказ о дорогих сердцу мгновениях общения с Шолоховым.

     - Каким он был? Простым, общительным, внимательным, сдержанным. С чувством юмора.

 Любовь Власовна наша собеседница. Увлечённо, взволновано рассказывает, стремясь передать атмосферу встреч с Михаилом Александровичем, извлекая из памяти каждое слово и жест писателя. Любая бытовая мелочь, частность, подмеченная хозяйкой дома, портрета в совокупности своей дают почувствовать личность Шолохова, особенно притягательную для учащихся, исследующих его литературное творчество в школе.  

     Воспоминания Владилена Тихоновича о своём детстве  и отрочестве, о времени проживания в качестве воспитанника в семье Шолоховых (Логачёвы и Шолоховы жили по-соседству, напротив) оказываются особенно ценными, так как косвенно характеризуют культурную, интеллектуальную, моральную обстановку в писательском доме.

     Именно тогда, в детские годы почувствовал Логачёв обаяние писателя и это ощущение хранит до сих пор. Став первым секретарём горкома партии, он часто встречался с Шолоховым по долгу службы. Бывая проездом в Миллерово, писатель всегда останавливался в доме Логачёвых. 

     -  Вот кровать, на которой отдыхал писатель, вот стол, за которым он что-то записывал, делал пометки, - продолжают рассказывать Логачёвы.

     Кабинет Владилена Тихоновича – то место, где заботливо хранятся и почитаются хозяевами как дорогие семейные реликвии вещи, связанные с именем Шолохова: дневники хозяев, книги писателя с дарственными надписями, альбомы с многочисленными уникальными фотодокументами, портреты знаменитого земляка. У одного  из них – на письменном столе – живые цветы.

     В.Т.Логачёв показывает нам несколько толстых тетрадей, в которых, по его словам, много интереснейших сведений, фактов, наблюдений, записей бесед, встреч с Шолоховым.

     - Когда-то, надеюсь, они станут известны широкой общественности, а пока.. Мысли должны устояться. Что-то я должен ещё раз прочувствовать, пережить заново.

     Учащиеся возвращаются в школу, одухотворённые от встречи с другом Шолохова. Каждый испытывал неведомый душевный полёт, прикоснувшись к семейным святыням людей, осенённых Шолоховым.  В этом доме однажды утвердился культ Шолохова и когда-нибудь здесь обязательно будет музей писателя.

     Шолохов и Миллерово – одна из ярких и, к сожалению, ещё мало изученных страниц биографии Шолохова. Учащиеся нашей школы работают в нескольких направлениях по этой теме: встречаются со старожилами города, знавшими великого земляка; собирают газетный материал того времени, когда в город приезжал Шолохов; читают произведения Шолохова и отмечают на карте Миллерово места, связанные с городом. У нас уже есть интересные находки. Учащиеся нашли сведения о личном летчике Шолохова. Сейчас обрабатываем этот материал.

              Главная особенность всего творчества Шолохова – в том, что он на всё смотрит с более высокой позиции, удивительным образом совпадающей в основных линиях с «мнением народным», отсюда часто соединение голоса автора с мнением народа. А позиция эта общечеловеческие ценности – мирная жизнь на земле, труд на благо людей, любовь, взаимопонимание, добрый огонь родного очага. Главный герой «Тихого Дона» всегда возвращается к людям, домой, в конце концов бросает в Дон оружие и берёт на руки сына. Работа на родной земле рядом с честными соседями всегда остаётся для него желанной и святой. Она у него – в крови. И именно это, наряду с чувством человеческого достоинства, твёрдостью характера, мужеством, умением преодолевать трудности, смотреть прямо в глаза судьбе – сам Шолохов назвал «очарованием человека». Писатель убеждён: человеческое в силах одолеть любое зло, и ему всегда дорого поэтическое начало в человеке. Поэтому книги Шолохова, в которых сочетаются национальное и общечеловеческое, приняты народами всех стран. Они высоко оценены, стали высшей школой художественного мастерства писателя, в них раскрыта самобытность донского казачества. Любой читатель, пройдя через шолоховскую лабораторию человечности. Становится сам чище, честнее, добрее и мужественнее, смелее. Он твёрже идёт по земле, больше сам даёт своей  земле, своему дому, своей Родине.

     Важнейшим аспектом всемирного значения Шолохова является также высокохудожественное поистине гениальное изображение основного конфликта 20 века – революции 17 года, гражданской войны в России. Он сказал правду о войне, о революции: нужна ли такая революция, которая разрушает самое святое: Родину – Тихий Дон, семью?

Романы Шолохова – это воссоздание определённого мира, где раскрывается богатство психологических, общественных отношений людей, так что эти романы становятся энциклопедией жизни и их следует изучать, начиная со школы.

Категория: Мои статьи | Добавил: Marinarudaya (18.10.2016)
Просмотров: 2373 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

Категории раздела

Мои статьи [5]

Поиск

Вход на сайт

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
  • МБОУ СОШ №4 г. Миллерово Ростовсой области

  • Современный учительский портал

  • Классные час.Ру

  • Образовательный портал Классные-часы.Ру
    Шахтинская епархия
    Яндекс.Погода

    Новости образования