Программа
«Живём на Дону, сохраняем традиции предков»
Пояснительная записка.
Программа приобщает ребят к традициям и истории родного края, расширяет контакты с природой.
Цели этой программы:
приобщение обучающихся к истокам народной культуры, традициям и обычаям донского края, к изучению жизни и творчества великого писателя М.А.Шолохова,
пробуждения у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и Дона,
формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах казачества, интересов к современным проблемам казачества.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлено тем, что сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизация жизни России идёт сложный, противоречивый процесс возрождения казачества. Новочеркасск, бывшая столица донского казачества, становится центром общественной жизни казаков: создано атаманское правление, город разделён на станицы, выбраны станичные атаманы, действует казачий Круг, работает инициативная группа по наведению порядка в городе, создано первое учебное заведение в городе – Донской Императора Александра III кадетский корпус.
Отношение к происходящим переменам не однозначно, бесспорно одно, - интерес огромен, особенно у молодёжи. Для неё важно пересмотреть историю края, освободиться от стереотипов и догм, от мифологизации.
Остро актуальной становится проблема формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей «малой Родине» - донскому краю, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма. Актуальность проблем, рассматриваемых в предложенной программе, усиливается наличием компонента «Культура Донского края», являющейся предметом острых дискуссий. Не подлежит сомнению необходимость возрождения традиций казачества. Разногласия начинаются при конкретизации того, что подлежит возрождению, какие элементы, особенности материальной и духовной культуры донских казаков следует внедрять в современную жизнь. Возрождение, сохранение и развитие самобытной казачьей культуры.
Возрождению казачьей самобытной культуре, традиций обычаев уделяется исключительное внимание. С этой целью во многих образовательных учреждениях организовано изучение истории донского казачества и культуры Дона.
В казачьих учреждениях дополнительного образования открыты кружки по изучению местных ремёсел и фольклора, созданы ансамбли казачьего танца и народной песни.
Издаётся много книг по истории и культуре донского казачества. Проводятся литературные встречи с донскими писателями. Очень интересной формой участия казачьей молодёжи в обсуждении истории казачьей старины стали конкурсы школьных сочинений. Так, в конкурсе сочинений, посвящённом обсуждении. Великого подвига казаков-участников героического Азовского осадного сидения, приняло участие свыше 10 тысяч казачьих учебных заведений.
углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с древности до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры,
развитие способностей учащихся осмысливать процессы возрождения казачества и проблемы казачьего движения на основе исторического анализа их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к истории Отечества, для решения вопроса о том, что подлежит к возрождению и внедрению в сознание и психологию современного человека, жителя Дона,
формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству,
развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края,
культурное, физическое и патриотическое воспитание молодёжи, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству,
реализация федеральных государственных требований образовательных программ различных уровней и направленностей, обеспечивающих духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся на основе культурно-исторических традиций Донского казачества и региональных особенностей Донского края,
изучение истории Донского края и г. Миллерова,
формирование навыков изготовления предметов быта из природного материала Дона,
изучение и сбор материала о местных знаменитых личностях,
ознакомление с природой родного края.
Ведущее направление в работе – патриотическое воспитание школьников, а также наши основные проекты по годам её реализации.
Мой край родной
Семейный казачий альбом
Ритмы родной земли
Традиции гостеприимства
Литературное краеведение.
«Мой край родной» Программа приобщает ребят к традициям и истории родного края, расширяет контакты с природой.
изучение истории Донского края и г. Миллерово,
формирование навыков изготовления предметов быта из природного материалов Дона,
изучение и сбор материала о местных знаменитых личностей,
ознакомление с природой родного края.
«Семейный казачий альбом» Естественно желание детей узнать о жизни своих предков положено в основу деятельности блока.
развитие интереса к национальным корням своей семьи,
развитие навыков, необходимых в хозяйственных операциях по дому и в школе,
формирование навыков по изучению истории, культуры своего народа,
собрать материал о казачьих войсках.
«Ритмы родной Земли». Ритмы родной Земли необходимы нам, как вода, воздух или сама Земля. Они важны для роста и продолжения рода. Они особые, ритмы Земли.
изучать историю земли,
изучать подвиги наших земляков,
совершать экскурсии по родным местам,
организовывать встречи с людьми труда, ветеранами,
собрать материал о народных праздниках, о казачьих праздниках.
«Традиции гостеприимства. Мир дому твоему» Каковы они традиции нашего края, нашего города? Знать законы гостеприимства, от души накормит гостей, для этого нужно приложить условия.
изучать традиции нашего родного края,
собирать рецепты старинной казачьей кухни, всё что связано с ведением хозяйства у наших земляков,
проводить посиделки с казачьими песнями, прибаутками.
«Литературное краеведение» - обогащение духовного мира учащихся путём их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне на основе творческой деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, воспитания любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей донского края; развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений Дона и о Доне.
Задачи:
познакомить учащихся с биографиями авторов изучаемых произведений, историей, темой, авторским замыслом;
научить выделять специфику донского фольклора;
ввести учащихся в мир художественных образов, картин, меткости языка литературы Дона;
развивать образное мышление, устную и письменную речь;
научить пользоваться известными литературоведческими понятиями в оценке нравственно - эстетических ценностей региональной литературы.
Большое внимание уделять развитию казачьих посиделок в виде школьных фестивалей «Весёлый курень», «Заиграем песню во станице!», «Казачок», «Играй и пой, казачий Дон!», охватывая все ступени школы. Эти мероприятия готовят творческие группы учителей, учеников и родителей, увлечённых традициями казачьей культуры и тем самым популяризуя и пропагандируя среди учащихся традиции казачества. Проводить ко дню матери-казачки конкурса «Донская казачка» в рамках нашей школы.
Регулярно организовывать в школе персональные и групповые выставки ведущих мастеров народного творчества, отчётные выставки детских студий и кружков школы, эти выставки должны сопровождаться обучением детворы основам мастерства по различным видам ремесёл и рукоделия.
Данная программа создана на основе Областной целевой программы поддержки казачьих обществ на 2011-2015 годы, утверждённой областным законом от 18.01.11 № 537–ЭС, в редакции областных законов №649-ЗС, №774-ЗС, № 813–ЗС, №47– ЗС.
Содержание программы.
1. Раздел.
Интегрированный курс в начальной школе «Природа и история родного края». В рамках вторых стандартов – курс «Доноведение». Создание казачьего класса. Введение в дополнительное образование серии кружков по воспитанию и развитию казачества в этом звене школы.
2. Раздел.
Серия кружков в среднем звене школы: «В краю Тихого Дона», «Основы православной культуры», «Казачье домоведение», «Казачья песня», «Казачок», «Литературное краеведение», «Лазорик» и предпрофильные курсы «В краю Тихого Дона».
-
С 1999 года наша школа занимается изучением жизни и творчества великого земляка Михаила Александровича Шолохова, воспевшего наш родной край. За этот период работы на базе нашей школы созданы и продолжают работать несколько творческих групп, которые сегодня объединены в клуб юных шолоховедов «В краю Тихого Дона». Каждый год количество единомышленников и среди учащихся, и среди учителей растёт.
Продолжать традиционные экскурсионные поездки в станицу Вёшенскую, хутор Кружилинский и станицу Каргинскую, а также в Ростов-на-Дону, а теперь и в столицу нашей Родины – г. Москву.. все эти географические точки связаны с жизнью и творчеством М.А.Шолохова. цель поездок – познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью писателя, воспитывать любовь к родному краю, показать быт и красоту донской степи и величие Дона-реки. После каждой поездки значительно пополнять материалы по казачеству и творчеству Шолохова, создавать новые творческие работы. Ежегодно в поездках должны принимать учащиеся 5-11 классов; продолжить работу, связанную с поездками по местам М.А.Шолохова.
Ежегодно принимать участие в районной или областной краеведческой конференции «Певец Донского края» в номинации «Культурное наследие. Литературное краеведение». Ежегодно участвовать в научно-практической конференции Шолоховская весна, участие в конкурсе научно - исследовательских работ в рамках XII слета детско-юношеского экологического движения «Шолоховский родник».
4. Раздел.
Работа над созданием музея М.А.Шолохова. работа над проектом «Шолохов и Миллерово». Создания карты пребывания шолоховских героев в Миллерове и Миллеровском районе. Встречи с людьми, лично знавшими писателя. Шефство над памятником писателю в нашем городе. Работая над проектом «Шолохов как общественный деятель, его вклад в развитие Южного региона». Изучение материалов местной печати, публикованной в разное время на тему «Шолохов и Миллерово».
5 Раздел.
Изучение творчества великого писателя. Создания словаря Шолохова и казачьего словаря донского диалекта на территории нашего города и Миллеровского района. Проведение открытых уроков, мастер-классов и внеклассных мероприятий по произведениям Шолохова. Подведение итогов за год изучения с произведениями Шолохова на ежегодной литературной неделе, проводимой в конце мая.
6 Раздел.
Проведение серии классных часов по патриотическому воспитанию юных казачат.
- «Мой Тихий Дон» об истории возникновения донских казаков на диком поле, «Ермак легендарный» о преданиях, связанных с именем прославленного атамана;
- Классный час «Славен Дон»;
- Праздник «День рождения донского казачества» в дни Покрова Пресвятой Богородицы или поездки в станицу Вёшенская,
- «Об Азовском осадном сидении» - о страницах исторической правды;
- Праздник, посвящённый Дню матери-казачки 4 декабря. Это яркое, красочное, очень содержательное мероприятие;
- Урок России, посвящённый дню Конституции;
- На зимних каникулах традиционные рождественские казачьи посиделки, обязательное катание на санках и экскурсия в зимний лес, чаепитие с родителями и творческие работы ребят об увиденном и услышанном;
- Классный час об освобождении города Миллерова «Никто не забыт, ничто не забыто», участие в акции «Посылка солдату;
- Участие в соревнованиях «Ану-ка, парни!» и «Вперёд, мальчишки!»,
- Февральские встречи с воинами-защитниками Отечества и ветеранами войн, классные часы по этнографии Донского края (изучение быта донских казаков, одежды, кухни, фольклора донцов и т.д.);
- Праздник весны (экскурсия на природу);
- Классный час ко Дню Победы;
- Участие в Смотре строя и песни;
- Участие в приветствии ветеранов на городском митинге 9 мая;
- Классный час «О подвигах, о доблести, о славе» - рассказ о казаках – героях;
- Читательский час «Певец Донской Земли»;
- Традиционная экскурсия в станицу Вёшенская, на родину М.А.Шолохова;
- Участие в краеведческом движении «Отечество».
7. Раздел.
Изучение природы родного края на уроках биологии, географии, литературы, ИЗО. Проведение интегрированных уроков на тему «Донская природа». Создание фотоальбома «Родники нашего детства» и проведение акции каждый сезон «Чистим родники», изучение воды наших родников. Создание презентаций и фотоальбомов «Степь любимая!», «Лекарственные растения моей земли» и «Дон –кормилец наш».
-
«Пою тебя, мой край родной!» - выпуск стенгазеты «Донская волна», публикации материалов о нашей работе в СМИ, в школьной газете «Голос школы» в рубрике «Наши казачата».
9. Раздел.
Проведение казачьих посиделок по изучению быта, обычаев и традиций донского казачества. Изучение костюма, донской кухни, жанров донского фольклора по произведениям Шолохова и на местном материале.
Учащиеся должны знать:
- Историю возникновения и становления города Новочеркасска – столицы донского казачества и родного города Миллерово,
- Историю памятников, особенности архитектуры города Миллерово, достопримечательности, состояние просвещения на дону,
- Биографии замечательных людей, прославивших родной край,
- Свои родословные,
- Вклад М.А.Шолохова в наш регион,
- Биографию и творчество великого писателя,
- Творческую и биографическую связь Шолохова с нашим городом.
Учащиеся должны уметь:
Работать с материалами музея казачества в Новочеркасске и краеведческом музее города Миллерово и музеями Шолохова в Вёшенской, хуторе Кружилинском, станице Каргинской.
Делать сообщения об истории учебных заведений, связанных с именем Шолохова,
Разбираться в особенностях творчества писателей и художников донского региона, подчеркнуть особенности того или другого произведения (художественного или музыкально),
Выступать с докладами и рефератами по донской тематике,
Разрабатывать маршруты походов и экскурсий по родному краю,
Писать сочинения и стихи об исторических событиях и людях,
Проводить круглые столы и конференции по данной тематике.
|